Четверг, 18.04.2024, 06:31
Приветствую Вас, Гость

Пояснительная записка

к учебному плану МБДОУ № 229

«Детский сад комбинированного вида»

на 2017 – 2018 учебный год

 

Учебный план составлен в соответствии с основной образовательной Программой МБДОУ № 229 «Детский сад комбинированного вида», с учётом следующего нормативно-правового обеспечения:

- Федеральный Закон № 273 от 26.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2015г. № 41 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Федеральный закон № 99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.06.2015 г. № 343 «Об утверждении плана мероприятий до 2017 г. по реализации положений Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» п.19;

- Основная образовательная программа МБДОУ № 229 «Детский сад комбинированного вида»;

- Устав МБДОУ № 229 «Детский сад комбинированного вида»;

- Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Учебный план МБДОУ № 229 «Детский сад комбинированного вида» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учётом специфики МБДОУ, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности (занятий).

В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений с учётом возрастных возможностей и индивидуального развития детей.

В плане предложено распределение количества занятий, дающее возможность образовательному учреждению использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Обязательная часть учебного плана обеспечивает выполнение основной образовательной Программы МБДОУ. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляется образовательным учреждением с учётом видовой принадлежности учреждения, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику МБДОУ, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений реализуются через образовательную деятельность (занятия).

Объём учебной нагрузки в течение недели определён в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013.

В план включены пять образовательных областей, которые обеспечивают развитие и образование детей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

Образовательные области

 

Направление образовательной области

СОЦИАЛЬНО-

КОММУНИКАТИВНОЕ

РАЗВИТИЕ

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

РЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ХУДОЖЕСТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

ФИЗИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностям воспитанников;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса с учётом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.

Реализация плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. При составлении учебного плана образовательного учреждения соблюдено минимальное количество образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности.

МБДОУ № 229 «Детский сад комбинированного вида» работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 12 часов: с 07.00 до 19.00 часов.

В ДОУ функционирует 13 групп, из них:

11 групп – общеразвивающей направленности,

2 группы – компенсирующей направленности (коррекция речи).

 

Объём недельной образовательной нагрузки

 

для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) составляет - 10 занятий (1ч.40 мин.),

для детей дошкольного возраста составляет:

во второй младшей группе (дети 4-го года жизни) – 11 занятий (2ч. 45 мин.),

в средней группе (дети 5-го года жизни) – 12 занятий (4ч.),

в старшей группе (дети 6-го года жизни) – 15 занятий (6ч. 15 мин.),

в подготовительной группе (дети 7-го года жизни) – 17 занятий (8ч.30 мин.).

 

Продолжительность занятий:

 

У детей раннего возраста (2-3 года) – 8 – 10 минут,

У детей дошкольного возраста:

во второй младшей группе (3-4 года) – не более 15 минут,

в средней группе (4-5 лет) – не более 20 минут,

в старшей группе (5-6 лет) – не более 25 минут,

в подготовительной группе (6-7 лет) – не более 30 минут.

С детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет) длительность занятий не превышает 10 минут. Занятия проводятся в первую и во вторую половину дня.

В первой половине дня в младших и средних группах длительность занятий не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно.

В середине занятий обязательно проводится физкультминутка.

Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.

При организации плавания перерывы между группами составляют – 20 минут.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста могут осуществляться во второй половине дня. Продолжительность занятий должна составлять не более 25-30 минут в день.

Среди общего времени 50% отводится занятиям, требующим от детей умственного напряжения, занятия физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла должны занимать не менее 50 % общего времени.

Учебный год в МБДОУ длится с 01 сентября по 31 мая. С 01 по 15 сентября и с 15 по 31 мая - проводится педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования).

Каникулы с 25 декабря по 8 января и с 01 июня по 31 августа, во время которых ведутся занятия только художественно-эстетического и оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, по изобразительному искусству).

В группах компенсирующей направленности (коррекция речи) занятия строятся по принципу интеграции 2-х Программ: основной образовательной Программы ДОУ и адаптированной основной образовательной Программы для дошкольников с нарушениями речи.

В летний период занятия не проводится. Проводятся спортивные и музыкальные развлечения, подвижные игры, спортивные праздники, выставки художественного творчества согласно плану воспитательно-образовательной работы с детьми в летний период, а также плану оздоровительной работы ДОУ; время пребывания детей на свежем воздухе увеличивается.

Дети, занимающиеся по основной образовательной Программе МБДОУ, в результате проведенной работы на этапе завершения дошкольного образования обладают интегративными качествами, достижениями, необхо­димыми для успешного обучения в школе.